Родился 30.08.1948 г., действительный член (академик) Российской академии образования, академик-секретарь Отделения общего среднего образования РАО, доктор педагогических наук, профессор.
В 1980 году окончил художественно-графический факультет Московского Государственного педагогического института им. В.И. Ленина. В 1986 году защитил кандидатскую диссертацию по вопросам эстетического воспитания школьников, а в 2000 году - докторскую диссертацию по проблемам дидактики социокультурного блока учебных дисциплин в образовательном пространстве школы и специфических особенностях профессиональной этнопедагогической подготовки учителей искусства и народной художественной культуры.
Начало трудовой деятельности Ломова С.П. связано с творческой работой и педагогической деятельностью. Более 10 лет он работал учителем рисования и черчения в общеобразовательных школах г.Москвы и активно занимался научной деятельностью. Ломовым С.П. сделан большой вклад в развитие отечественной педагогической науки, культуры и искусства. Им разработана концепция сети углубленных художественных профильных классов в системе общеобразовательных школ и определена, апробирована и широко внедрена стратегия развития образовательной области «Искусство».
С 1982 по 1987 год Ломов С.П., работая инспектором вузов Министерства просвещения CCCP, руководил системой художественно- графических факультетов и отделений культуры педвузов страны. При его непосредственном участии были открыты новые художественно-графические отделения и факультеты, усовершенствован и модернизирован пакет учебно-методической документации (учебные планы, программы, методические рекомендации, учебные пособия и учебники).
С 1991 по 2007 гг. Ломов С.П. возглавил работу по созданию принципиально нового типа вузовского подразделения в Московском государственном областном университете - факультет Изобразительного искусства и народных ремесел. Именно здесь на практике получила свое развитие Этнопедагогика изобразительного искусства, где народные промыслы и ремесла стали дидактическим инструментарием образовательно-воспитательного процесса.
В 2007 году Ломов С.П. в качестве ректора возглавил Педагогическую академию последипломного образования, где особое внимание было уделено модернизации системы переподготовки и повышению квалификации учителей. А в 2009 году был избран на должность академика-секретаря Российской академии образования, где и работает по настоящее время.
Большой вклад в развитие отечественной педагогической науки Ломов С.П. внес как автор серьезных научных трудов, учебных пособий и книг по методике преподавания изобразительного искусства и профессиональному педагогическому образованию. Его монографии, учебники, пособия для учащихся и студентов: «Этнопедагогика русского изобразительного искусства», «Особенности графической подготовки студентов в педвузе», «Эстетическое воспитание в школе», «Этнопедагогика и народные промыслы», «Концепция образовательной области искусства в 12-летней школе», «Живопись», «Методика преподавания ИЗО», «Орнаментальная композиция», «Русские живописцы ХVIII-ХIХ вв.», «Информационные технологии и искусство», «Основы цветоведения», «Дидактика художественного образования», «Образование, искусство и культура в условиях глобализации» и другие, широко используются в учебно-воспитательном процессе различных профессиональных учебных заведений, школ, лицеев, гимназий.
Ломов С.П. - известный автор учебников по изобразительному искусству для общеобразовательных школ лицеев и гимназий. Продолжая линию деятельностной психологии в гармоническом развитии школьников, где творчеству отводится большая роль, он выстраивает учебный материал на лучших примерах классического искусства. Вся его деятельность неразрывно связана с педагогической наукой, искусством и образованием.
Сегодня Ломов С.П., работая в Государственной академии наук Российской академии образования, курирует важнейшие вопросы реформирования и обновления общеобразовательной школы, разработку и внедрение новых образовательных стандартов по всем предметным областям, фундаментальные и прикладные исследования педагогической науки, проблемные аспекты строительства «Новой школы» и перспективу её развития.
Ломов С.П. ведет большую общественную работу - является членом многих научно-методических, художественных советов и комиссий:
Являясь руководителем крупной научной школы, у истоков которой находились такие выдающиеся художники как: И.В.Крамской, И.Е.Репин, П.П.Чистяков, Д.Н.Кардовсий, Д.Д.Жилинский, и ученые - А.И.Сапожников, А.В.Бакушинский, Л.С.Выготский, В.В.Ванслов, Н.Н.Ростовцев, Б.Ф.Ломов, В.С.Кузин, Е.В.Шорохов, Станислав Петрович продолжая их традиции, ведет большую научно-педагогическую и организационную работу. Им опубликовано свыше 150 научных трудов, он является автором ряда известных книг и учебников для школ и вузов по методике преподавания ИЗО. Ломов С.П. активно работает с аспирантами и соискателями. Под его руководством защитили кандидатские диссертации свыше 40 человек, докторские - 7 человек, более 20 воспитанников стали членами Творческого Союза художников России, 9 из них получили международное признание, награждены почетными грамотами и дипломами.
В свободное от научной деятельности время Ломов С.П. активно занимается творчеством. Как живописец он известен широкому кругу зрителей. Его акварели и станковые картины выполнены в классической манере реалистического искусства. Они просты по манере исполнения, привлекательны по жанру, где пейзажные мотивы вызывают чувства радости и гордости за свою «малую» родину. Он регулярно экспонирует свои картины как в России так и за рубежем.
Ломов С.П. имеет правительственные награды, почетные грамоты, благодарности и дипломы:
Также Ломов С.П. имеет ряд наград и благодарностей от общественных и научных организаций, образовательных учреждений, как в России, так и за рубежом.