Взрослый человек никогда не поймёт восхищения «маленького человека», разрисовавшего себя или окружающие вещи фломастерами, карандашами или красками. А ведь рисование играет важнейшую роль в формировании личности детей и учеников раннего возраста. В данной статье рассматривается обучение изобразительного искусства (рисунок, живопись) школьников в Китае и России, сравнение этих двух разных программ обучения.

В художественном образовании профессиональное мастерство — главный фактор творческого развития художника. Чтобы овладеть навыками профессионального мастерства, нужно изучить теоретические вопросы изобразительной грамоты: основы перспективы, закономерности светотени, цветовые отношения, правила передачи материала, объема и пространства на изобразительной плоскости и т. п.
В Китае школа дают детей курсы рисунка и живописи, научиться основам изобразительного искусства с 1-6 класса, независимо от возраста и опыта. На занятие научат детей «ставить» глаз на цельность видения, развивать наблюдательность, чувство композиции, вкус, потом научат детей высших курсов чувствовать пропорции и светотени, различать и использовать разнообразие цветовых оттенков.
На занятиях по обучению рисунку и живописи в результате многочисленных практических упражнений дети овладеют методами работы с различными материалами, цветовыми соотношениями, мастерством композиции.
На занятиях китайской начальной школы сначала обучают студентов: Знакомство с историей искусства; Рисунок; Натюрморт; Основы композиции Натюрморта; портрет; Живопись. Учители высшего класса начинают работы с цветом; световоздушная перспектива в натюрморте; Работа с натюрмортом из 3 предметов.
В китайской школе учители расскажут детей правила, как нужно работать с красками.
Чистой водичкой подготовить и смочить краски; смешение красок производить на палитре (белой бумаге) не забывая промывать кисти; ровно закрывать поверхность фона и персонажей в композиции; в конце работы вымыть кисточку, не оставлять в банке с водой, а вытереть тряпочкой; по окончании работы краски, карандаш уберите в коробки или в пенал. Рисование цветов. Китайские учители объясняют ребенку, что нужно начинать рисовать цветок с середины, затем лепестки и стебель с листочками. По окончанию рисунка приступайте к раскрашиванию.
Китайские педагоги считают, что не следует ругать такого «маленького художника», требуется лишь направить его способности и усилия в нужную сторону.
При обучении детей раннего возраста важно помнить, что рисовать он должен то, чего хочется ему. В этом случае его индивидуальность выразится в рисунке во всём своём многообразии. Ни в коем случае нельзя критиковать работу учеников, ведь дело в данном случае не в совершенстве работы, а в том, что в него вложена частичка души. Важно дать ребёнку понять, что в рисунке главное – это его чувства и фантазия.
Китайские педагоги абсолютно убеждены, что те дети, которые много рисовали, быстрее и легче обучаются красивому каллиграфическому письму китайских иероглифов.
Еще педагогами замечено, что те дети, которые много рисовали, лучше постигают красоту и законы окружающего мира, быстрее осваивают, например, пространственное мышление.
Дети «Рисуют головой, а не руками» – говорят современные китайские педагоги и психологи, потому что, выполняя такую тонкую работу, у ребенка развивается мозг. У ребёнка, который много рисует, совершенствуется память, развивается образное мышление, воспитывается тонкий вкус. Ведь чтобы научиться рисовать, ребенку необходимо научиться сравнивать, рассуждать, чувствовать. А такие качества необходимы всем людям, и желательно развивать их с детского возраста.
Самое важное, ради чего стоит учить ребенка рисовать – это гармонизация внутреннего состояния. Своего рода само терапия. Через рисунок можно откорректировать эмоции, избавиться от ненужного, привести себя в равновесие.
У китайских историков есть свои наблюдения: в Китае расцвет науки и искусства очень часто совпадал с теми династиями, когда рисование в период людей занимало одно из ведущих мест в образовании и воспитании.
Это объясняется тем, что рисуя, ребенок раскрепощается, выражая на бумаге то, что присуще только ему. Развитие индивидуальности, влечет за собой становление творческой личности.
В России существует своя особенная учебная организация «школа живописи и рисунки» , например как «отечественная школа пейзажной живописи».
Цель занятии рисунка и живописи в российской школе: Ознакомить детей с понятиями «цветы»; «тёплые цветы»; «холодные цветы»; «цветовые контрасты» и т. п.; Приобретение детей опыта наблюдать и анализировать особенности цветы и освещения; Знакомство картин с цветом предметов в условиях разнообразного освещения; Получение детей навыка наблюдения пространственного отношения в натурной постановкой и сравнения светлотного отношения в натурной постановкой; Ознакомить детей с этапами работы над учебным натюрмортом.
Система обучения изобразительного искусства в россиской начальной школы включается в себе:
На первом занятии учители знакомит учеников с разновидностями композиции. Дети на практике обучаются различным приемам композиции. Учатся создавать сложные элементы при помощи простых.
Принципы передачи пропорций на картине, правила создания пропорционального объекта. В ходе практической части занятия школьники рисуют животное.
Изучение видов перспективы, расположение объектов в пространстве. Динамика цвета в пространстве.
Работа с цветом и тенью рисунка. Правила и законы их удачной передачи. Выявление и передача объема в пространстве. Разновидности техник штриховки и их применение.
Виды и особенности жанра. Правила удачного сочетания нескольких объектов на картине. Практическое создание линейного каркаса натюрморта, на основе приобретенных знаний.
Взаимосвязь предметов на картине. Правильная расстановка и примеры интересных сочетаний объектов.
В российской школе дети более осознано используют цвет, форму, композицию рисунка для создания образа. Если в предыдущих группах динамика в рисунках могла появляться случайно, то теперь она сознательно включается в образ. В процессе обучения раскрыть три правила. Первое: образ будет динамичным тогда, когда в рисунке используются в больших количествах диагональные и вертикальные линии. Второе: перед движущимся предметом оставляется пространство листа. Третье: движение изображается в самой характерной для него форме.
А в Китае на основе имеющегося у детей категории элементарного опыта рисования, увеличиваются требования к его качественному уровню. Характер усложнений обусловлен формированием таких умений как: внимательность, способность длительно работать над образом, умение давать оценку своим работам. Поэтому в обучении детей или учеников раннего возраста рисованию большее место начинает занимать натурные зарисовки. В качестве объектов натуры выступают хорошо знакомые предметы, с чётким силуэтом, в котором можно легко вычленить простые геометрические формы. Ученики смогли правильно передать форму предметов, составляющих натурную постановку необходимо совместно провести анализ всей композиции, её колорит, разобрать составляющие компоненты, определить их месторасположение по отношению друг к другу.

Литература
1.Уан Чун. История развития изобразительного искусства Китая и зарубежных стран. Чанжа: Хунанское художественное искусство, 1998. 236с.
2.Словарь китайской живописи с 1542 по 2000 гг. Чанша: Хунайское искусство 2002. С. 881
3.Гу Пин. Ведение в художественную педагогику. Издательство Цзянсу. 2005.
4.Пань яо чаню История китайского художественного образования новой эре. Издательство Китай 2002-206 с.